Ремонтно отделочные работы в Ростове на дону
+7 (951) 51 88 797
Древний Рим

Строительные машины и механизмы древнего Рима.

Книга «Римский бетон». Глава I. Строительное искусство древних римлян.

Наследие древних эллионов.

Витрувий наряду с описанием военных машин упоминает о различных видах грузоподъемного оборудования, включая блоки, полиспасты, кабестаны (Лебедка с барабаном на вертикальном валу), копровые сваезабивочные машины и т. д. К сожалению, рисунки самого Витрувия не сохранились. Зато до наших дней дошли изображения строительных машин и механизмов, описанных Героном Александрийским (около I в. н. э.) в его «Механике» (рис. 1). Все эти машины и механизмы приводились в действие с помощью силы рук, ног, а позднее — воды и оставались до наступления эпохи пара основными в строительной технике. Принцип их действия в наши дни остался таким же, как и 2000 лет тому назад.

Римский ступальный кран.
Рис. 3.
Римский ступальный кран.

Римляне располагали тремя типами гидравлических машин, два из которых, по крайней мере, были заимствованы у греков. Это подъемное колесо и винт Архимеда - нагнетательный насос. Из всех перечисленных типов машин наибольшее распространение получил винт Архимеда (рис. 2) Он состоял из деревянного сердечника — винта, обитого по спирали медными полосами, и деревянного цилиндра. Длина всей машины могла достигать 1.0—12 м, а угол наклона к горизонту составлял 22—45. Винт приводился в движение при помощи специальной рукоятки, укрепленной на верхнем торце машины. Располагая эти винты один над другим, можно было ими откачивать воду с большой глубины.

Широкое распространение в римской строительной практике получило грузоподъемное оборудование. На рис. 3 показан лишь один из подъемных кранов, применявшихся в строительстве. С их помощью было возведено большое количество монументальных зданий и сооружений, среди них гордость Рима — Колизей, бетонный Пантеон, колонна Траяна, мраморные блоки которой весили 50 т каждый.

При строительстве акведука Клавдия, длина которого была более 14 км, потребовалось поднять 560 тыс. т тесаного камня. Среди многих видов грузоподъемных механизмов весьма оригинальным является триспастос — ступальный кран, работающий по принципу беличьего колеса (см. рис. 3). У римских авторов отсутствует описание этого крана, но, как видно из рис. 3, на котором изображен этот кран, работающий при строительстве римской гробницы, он состоял помимо кронштейна с системой блоков и полиспастов, из большого по размерам колеса, которое приводилось в движение группой людей, находящихся внутри него. Предполагают, что при строительстве Пантеона были использованы подъемный кран со ступальным колесом и ступальный свайный копер.

Возможно, что для подъема камней очень больших размеров и массы, например барабанов колонн или архитравов, пользовались более «старым» испытанным египетским способом, о котором упоминает еще Плиний Старший. По его словам, камни поднимали по наклонной плоскости, образованной мешками, наполненными сухим песком, при этом сами камни располагались несколько выше их будущего места опоры. Затем песок медленно высыпали из мешков до тех пор, пока каменные глыбы не занимали свое проектное положение. Однако, несомненно, что все же чаще использовали подъемные краны как более производительное грузоподъемное оборудование.

Для подъема камней кранами в одном случае на двух противоположных плоскостях камня вытесывались подковообразные борозды, через которые просовывали веревочные канаты и цепляли их за крюк крана. В другом — в камнях проделывали сквозные отверстия, через которые можно было пропускать подъемный канат, или, сделав на них специальные выемки, можно было ухватить их своего рода «клещами».

Доставка камней из каменоломен к месту строительства была одной из наиболее трудоемких операций. Сухопутная доставка грузов осуществлялась при помощи волокуш, телег и тягловых животных. Погрузка и разгрузка их происходила как с помощью рычагов, клиньев и крюков, так и с помощью подъемных механизмов. Громадные мраморные глыбы, большая часть которых доставлялась в Рим из Египта, переправлялись морем на специально устроенных баржах. Для этого баржи подавались к месту погрузки полузатопленными, с помощью уложенных для этой цели камней. После погрузки мраморных глыб на баржу эти временно уложенные камни убирались, баржа приподнималась и груз перевозился к месту назначения.

Оглавление книги «Римский бетон»

  1. Оглавление книги «Римский бетон».
  2. Предисловие к книге «Римский бетон»

Глава I. Строительное искусство древних римлян.

  1. Строительство в древнем Риме
  2. Архитектура древнего Рима
  3. Инженерные сооружения древнего Рима
  4. Римские «кооперативы»
  5. Римские коллегии
  6. Античное проектирование и моделирование
  7. Античные правила проектирования
  8. Строительные материалы древнего Рима
  9. Наследие древних эллионов
  10. Строительные машины Герона Александрийского
  11. Строительные машины и механизмы древнего Рима.

Глава Ⅱ. Опус цементум - римский бетон.

  1. Кто изобрел бетон.
  2. Псевдобетон.
  3. Римский бетон.
  4. Вяжущие вещества Римлян.
  5. Обработка известняка в Древнем Риме.
  6. Древне Римские добавки в бетон.
  7. Состав римского бетона.
  8. Бетонные работы в древнем Риме.
  9. Секрет римского бетона.

Ⅲ Польза, прочность и красота.

  1. Строительство из римского бетона.
  2. Дороги Древнего Рима.
  3. Древние геодезические инструменты.
  4. Римские бетонные полы.
  5. Строительство акведуков в Древнем Риме.
  6. Водопровод в Древнем Риме.
  7. Водопроводные трубы Древнего Рима.