Ремонтно отделочные работы в Ростове на дону
+7 (951) 51 88 797
Древний Рим

Строительство акведуков в Древнем Риме

Книга «Римский бетон». Глава Ⅲ Польза, прочность и красота.

Водоснабжение в Древнем Риме.

Акведуки — главное свидетельство величия Римской Империи.

Эти слова принадлежат Сексту Юлию Фронтину (кон. I — нач. II в. н. э.), крупному государственному деятелю Древнего Рима, который был дважды консулом, удачно воевал в Британии и на старости лет получил титул «водного смотрителя». Заняв такой высокий пост, Фронтин, досконально изучивший все технико-экономические вопросы, связанные со строительством и эксплуатацией водопроводов, написал книгу «Водопроводы города Рима»! которая имела большое значение не только в эпоху Римской империи, но и в последующие века. Многие строительные элементы в римских водопроводах были выполнены из бетона.

Вода у греков и римлян, как и у многих более древних народов. Считалась чем-то божественным, одним из основных элементов мироздания. Вероятно, это поверие пришло с Ближнего Востока, где пресная вода всегда была большой ценностью. Там же на Ближнем Востоке задолго до возникновения древнеримского государства для сбора воды строились дамбы, плотины и каменные водоводы. В VII в. до н. э. близ древней Ниневии был выстроен большой водовод длиной 40 км. Для переброски его через долину реки ассирийцы построили каменный мост (акведук) с пятью сводчатыми арками, каждая пролетом 2,74 м. На протяжении 900 м он представлял собой открытый канал, проложенный в искусственном каменном ложе, шириной около 2,3 м. Возможно, это был один из первых акведуков, построенных людьми.

В Древнем Риме водопроводы начали строить в конце VI в. до н. э. Первый большой водопровод в Риме соорудил Аппий Клавдий, известный строитель Аппиевой дороги. Это событие произошло в 312 г. до н. э., в один и тот же год с открытием первой стратегической дороги. Относительно небольшой по протяженности водопровод длиной 16,5 км большей частью проходил под землей, начинаясь за городом от родника в каменоломнях и заканчивался у Тибра, по соседству с гаванью, куда бойкие подрядчики привозили из Египта мраморные и гранитные блоки. Его так и называли — Аппиевым.

Большинство водопроводов, как, впрочем, и храмов, театров, дорог и других ответственных и уникальных сооружений, получили свое название по имени своих строителей, точнее людей, которые финансировали строительство и отвечали за него. Ими обычно являлись высокопоставленные государственные цензоры, преторы, эдилы, а нередко консулы и сами императоры.

В 272 г. до н. э. был заложен второй водопровод в Риме, который был закончен через два года. Он снабжал столицу водой из речки Анио, расположенной в 70 км от города.

Водоснабжение Рима затруднялось из-за сильно пересеченной местности, так как город расположен на семи холмах, окруженных плоской территорией Кампании. Водоснабжение осуществлялось с помощью водоводов, которые в пределах города располагались на акведуках — специальных сооружениях в виде мостов (рис. 24). Водовод проходил поверху акведука и представлял собой канал в виде желоба, выполненный из камня, кирпича или бетона. При подходе водопровода к городу устраивались водонапорные башни, которые по принципу действия напоминали современные водонапорные сооружения, хотя и отличались от них распределительными системами для воды.

Третий водопровод в Риме — аква Марция — построен в 44 г. до н. э. Это уникальное для того времени гидротехническое сооружение послужило эталоном для более позднего римского строительства. В книгах древнеримских авторов водопровод Марция упоминается как значительная веха великих дней Республики. Особенно на трассе водопровода выделялся грандиозный акведук, поднявшийся почти на 60 м над уровнем Тибра. Общая протяженность водопровода достигала 91,3 км, из которой надземная часть составляла 11,82 км, а суточный дебит подаваемой воды равнялся 200 тыс. м3. Построен он был из красивого природного камня руками рабов — пленных греков и карфагенян.

Римский акведук
Рис. 24. Акведуки близ Рима, пересекающие Виа Латина, реконструкции

Его водопропускное русло имело ширину 1,37—1,68 м, а высоту 2,44—2,75 м. К сожалению, этот водопровод с его замечательной аркадой акведука дошел до нас в жалких развалинах, тем более, что сам акведук несколько раз перестраивался. Так через 17 лет после окончания строительства по нему был проложен акведук Тэпула, а еще через 100 лет — акведук Джулия, где в качестве строительного материала уже были использованы кирпич и бетон.

Во времена императора Августа, когда в стране развернулись большие строительные работы, во главе их становится друг и зять императора — полководец Марк Випсаний Агриппа. Ему приписывается строительство многих сооружений, включая храмы, термы и водопроводы.

Оглавление книги «Римский бетон»

  1. Оглавление книги «Римский бетон».
  2. Предисловие к книге «Римский бетон»

Глава I. Строительное искусство древних римлян.

  1. Строительство в древнем Риме
  2. Архитектура древнего Рима
  3. Инженерные сооружения древнего Рима
  4. Римские «кооперативы»
  5. Римские коллегии
  6. Античное проектирование и моделирование
  7. Античные правила проектирования
  8. Строительные материалы древнего Рима
  9. Наследие древних эллионов
  10. Строительные машины Герона Александрийского
  11. Строительные машины и механизмы древнего Рима.

Глава Ⅱ. Опус цементум - римский бетон.

  1. Кто изобрел бетон.
  2. Псевдобетон.
  3. Римский бетон.
  4. Вяжущие вещества Римлян.
  5. Обработка известняка в Древнем Риме.
  6. Древне Римские добавки в бетон.
  7. Состав римского бетона.
  8. Бетонные работы в древнем Риме.
  9. Секрет римского бетона.

Ⅲ Польза, прочность и красота.

  1. Строительство из римского бетона.
  2. Дороги Древнего Рима.
  3. Древние геодезические инструменты.
  4. Римские бетонные полы.
  5. Строительство акведуков в Древнем Риме.
  6. Водопровод в Древнем Риме.
  7. Водопроводные трубы Древнего Рима.