Ремонтно отделочные работы в Ростове на дону
+7 (951) 51 88 797
Сайт строителя
Книга «Римский бетон». Глава I. Строительное искусство древних римлян.

Античные правила проектирования сооружений.

Началу строительных работ, как было принято, предшествовало представление архитектором сметы, имеющей форму договора между заказчиком и подрядчиком, а при строительстве ответственных сооружений — между сенатом или императором и строительной коллегией. В сметах обычно перечисляли все виды работ, связанные с возведением данного сооружения. При этом предусматривались мельчайшие подробности, благодаря чему они служили как бы инструкцией для подрядчиков и рабочих. Витрувий приводит интересные сведения, касающиеся ответственности архитектора за соблюдение финансовой дисциплины.

...В известном городе Ebhesus,—пишет он,— существовал строгий, но справедливый обычай. Когда архитектор договаривался о подряде, он составлял смету и представлял ее на утверждение..., а свое состояние закладывал до окончания строительства. Если стоимость строительных работ соответствовала смете, то архитектору воздавались официальные почести, составлялся почетный указ и выдавалась грамота. Если стоимость не превышала 1/4 части запланированной сметы, то разность между фактической стоимостью и стоимостью по смете вычиталась (за счет города) и на архитектора штраф не накладывался. Если же перерасход стоимости был больше 1/4 части составленной сметы, то недостающая сумма взыскивалась из личных средств архитектора...Витрувий жалеет, что в его время такие правила распространялись не на вер сооружения. Он продолжает ...Если бы наши бессмертные боги создали такой закон не только для общественных зданий, но и для частных построек, тогда бы люди, которые в этом деле мало понимают, не оставались безнаказанными...

Вероятно, к смете проекта обычно прилагалась пояснительная записка. Так, известно, что греческие архитекторы составляли подобные пояснения, в которых раскрывали замысел сооружения и способы его строительства, хотя ни одно из этих письменных свидетельств не дошло до наших дней. В известном сочинении Юлия Цезаря «Записка о Галльской войне» сказано, что при строительстве моста через Рейн, составлялись многочисленныезаписки и планы.

Совсем недавно группой западногерманских археологов был обнаружен архив «строительных чертежей». Они находились в руинах знаменитого храма Аполлона в Дидимах, к югу от современного турецкого города Секе. Выгравированные на стенах чертежи занимают площадь свыше 200 м2 и представляют собой наиболее подробный и полный из известных нам «комплектов» древних строительных чертежей. Установлено, что это были рабочие чертежи, представляющие собой заключительную стадию архитектурного проектирования. Они были предназначены непосредственно для производства работ.

Заключительной стадии, вероятно, предшествовало несколько этапов предварительного проектирования. Сами же предварительные эскизы могли выполняться на папирусе, пергаменте, отбеленных деревянных досках и даже на плоских каменных плитах, что подтверждается находками западногерманских археологов.

В пользу существования чертежей у римлян говорит также наличие самих смет, которые очень трудно составить, не имея чертежей с размерами всего сооружения и его деталей. Наконец, еще одним доказательством существования чертежей и проектов в Древнем Риме была быстрота строительства, которая диктовалась короткими, не более полутора-двух лет, сроками полномочий консулов, цензоров или преторов, которые отвечали перед сенатом и народным собранием за сдачу объектов. Чтобы организовать труд большого количества людей в такой короткий срок, была необходима предельная четкость и ясность в ведении работ, которые невозможно представить без наличия чертежей и проекта.

Скорее всего, римляне не были знакомы только с масштабными чертежами, и, тем не менее они проводили маркшейдерские работы, составляли детальные планы местности, делали подробные зарисовки и, видимо, чертежи деталей как образцы для скульпторов или резчиков по камню. Примером подобного технического решения может служить подробная схема раки в Капуе, выполненная в натуральную величину.

Известно, что в случае необходимости римляне изготавливали модели будущих сооружений. Интересное упоминание о моделях водопроводов с долинами рек, тоннелями и мостами имеется у Фронтина. Встречаются портретные изображения императоров и царей, в руках которых находятся миниатюрные сооружения.

Оглавление книги «Римский бетон»

  1. Оглавление книги «Римский бетон».
  2. Предисловие к книге «Римский бетон»

Глава I. Строительное искусство древних римлян.

  1. Строительство в древнем Риме
  2. Архитектура древнего Рима
  3. Инженерные сооружения древнего Рима
  4. Римские «кооперативы»
  5. Римские коллегии
  6. Античное проектирование и моделирование
  7. Античные правила проектирования
  8. Строительные материалы древнего Рима
  9. Наследие древних эллионов
  10. Строительные машины Герона Александрийского
  11. Строительные машины и механизмы древнего Рима.

Глава Ⅱ. Опус цементум - римский бетон.

  1. Кто изобрел бетон.
  2. Псевдобетон.
  3. Римский бетон.
  4. Вяжущие вещества Римлян.
  5. Обработка известняка в Древнем Риме.
  6. Древне Римские добавки в бетон.
  7. Состав римского бетона.
  8. Бетонные работы в древнем Риме.
  9. Секрет римского бетона.

Ⅲ Польза, прочность и красота.

  1. Строительство из римского бетона.
  2. Дороги Древнего Рима.
  3. Древние геодезические инструменты.
  4. Римские бетонные полы.
  5. Строительство акведуков в Древнем Риме.
  6. Водопровод в Древнем Риме.
  7. Водопроводные трубы Древнего Рима.