Ремонтно отделочные работы в Ростове на дону
+7 (951) 51 88 797
Древние месторождения

Золотые россыпи и рудники древнего мира. Золото Древнего Египта.

Не только были истощены запасы золота недр Аравийско-Нубийской провинции, но все золото фараонов, накопленное за тысячелетия, все золото Африки до нашей эры ушло, распространилось по древнему миру после захвата его царями Ассирии и Персии.

В средние века и в новое время вплоть до середины нашего столетия разработки глубоких горизонтов известных в древности месторождений периодически производились в Египте и Судане, но оставались незначительными. Египетское золото явилось первым минеральным богатством, сыгравшим выдающуюся роль в росте могущества государства, определившим его исключительное положение. Это было первое материально выраженное и сконцентрированное богатство.

По своему художественному впечатлению на древний мир и последующие века, символическому значению золото Древнего Египта сопоставимо с пирамидами и так же неотъемлемо от оставленного им в истории образа Страны пирамид и золота.

Кроме пирамид, храмов, обелисков, сфинксов, золото Восточной пустыни (в своей массе и в произведениях искусства) явилось вещественным выражением воли и величия фараонов, символом вечности перед лицом времени, которому недоступны только пирамиды и золото. Но тогда золото еще оставалось металлом царей и храмов. Еще не возникло всеобщей погони за золотом.

Фетишизация золота была сначала связана с магическими и символическими представлениями о природе. Это потом уже основой фетишизации стало свойство золота как меры ценности. Тогда еще оно отождествлялось с «плотью богов», происшедших от Ра, бога солнца, с богиней Хатор, «глазом солнца», «золотом воплощенным», «сверкающей золотым пламенем». Лишь много позднее из золота стали чеканить монеты.

В «образ золота», складывавшийся затем веками, Египет привнес величие фараона и отчаяние добывающего золотую руду раба, мрак и великолепие гробниц и раскаленное солнце Восточной пустыни, особую фетишизацию его как части культа минеральной и живой природы и достигшее одной из недосягаемых и своеобразнейших вершин ювелирное искусство.

В Гимне Солнцу фиванского периода «небо подобно золоту, вода — лазуриту, земля сияет, как малахит...» Можно сказать, что камни, излюбленные в Древнем Египте, воспеты его искусством и воображением. Они стали неотделимы в истории минералов от тех образов или вещей, шедевров декоративного искусства, которые они изображают, как лазуритовая корона Нефертити как сосуды в форме лотоса из «египетского алебастра» как тальковые (стеатитовые) священные жуки-скарабеи, самые характерные для всех царств Древнего Египта талисманы-печати, как нагрудные броши пекторали из сердолика, лазурита, бирюзы и золота, как изображения бога гора в виде сокола из золота, лазурита, меди, повторяющиеся от Древнего до Нового царства, как «космические глаза» — место пребывания души бога «Амон, скрытый в зрачке своем» — с руками, держащими знак жизни — змею с крыльями (правый, или западный, глаз — солнце, левый, или восточный, — луна), со зрачком из черного обсидиана, глазным яблоком из горного хрусталя или «египетского алебастра» и веками из меди или серебра.

Цветовые сочетания и сложные переплетения минералов в бусах — сердолика, бирюзы, агата, аметиста, хризопраза, золота, — начиная с архаического времени, достигли непревзойденного другими народами искусства. Египетские и месопотамские ювелиры прославили красоту гематита в цилиндрических печатях. Малахит, широко использовавшийся в качестве медной руды, единичен в египетских декоративных произведениях. Амазонит, найденный уже в неолитической Фаюмской культуре (5—6 тыс. лет до н. э.), доставлялся с севера Тибести (Ливийская Сахара), был редок и относился к таким экзотическим товарам, как жемчуг Красного моря, слоновая кость, рог носорога, зуб гиппопотама, черепаховые щиты, шкуры пантеры и леопарда.