Ремонтно отделочные работы в Ростове на дону
+7 (951) 51 88 797
Строительство и архитектура

Строительство и архитектура в Древнем Египте. Глава VIII.

Транспортировка блоков. Страница 3

Блок подразумевает применение колеса, а если надо было поднимать большие тяжести, то очень прочного колеса. Однако, насколько нам известно, колесо играло очень незначительную роль в жизни Древнего Египта. Слово, которым обозначают это приспособление, скорее всего, пришло в древнеегипетский из другого языка, а колесницы и телеги стали ставить на колеса только в Новом царстве, хотя это можно объяснить и тем, что лошади в Египте появились лишь незадолго до этого. Колеса дошедших до наших дней египетских колесниц весьма непрочны, и трудно поверить, чтобы они могли выдержать вес тяжелого груза или плохие дороги.

На рельефах в Рамессеуме и в других местах видно, что фараон Рамсес II использовал в своих войнах против хеттов колесницы, но нет никаких свидетельств того, что его войска перевозили необходимое снаряжение на телегах. Скорее всего, они имели в своем распоряжении лишь небольшие повозки. Хетты же имели колесные телеги, в которые впрягали лошадей и быков и которые нагружали самыми разными вещами. В Ассирии повозки на цельных колесах использовались для перевозки тяжелых грузов уже с VIII века до н. э., но все говорит о том, что в Египте для перевозки строительных материалов применялись лишь салазки.

Может показаться странным, что на многочисленных росписях на стенах гробниц, изображающих повседневную жизнь египтян в династические времена, мы не видим никакого колесного транспорта, за исключением колесниц, и это при том, что на аллювиальных почвах долины Нила можно было создать дороги, которые были бы идеальными для такого транспорта. Однако не следует забывать, что даже сегодня феллахи почти не используют повозок, а до многих деревень в Египте нельзя добраться даже на велосипеде. До недавнего времени не было дороги, которая соединяла бы центры провинций Верхнего Египта. Главной дорогой Египта был Нил, а универсальным средством для перевозки легких грузов на короткие расстояния служил осел.

Перевозка каменного блока в Древнем Египте
Рис. 39. Блок, погруженный на салазки, которые тащат быки. Каменоломни Туры, XVIII династия

Однако не следует думать, что колеса использовались только в колесницах. Еще в эпоху Древнего царства им находили и другое применение. В гробнице Каемхесита эпохи V династии в Саккаре есть изображения мужчин, поднимающихся по лестнице, которая снабжена цельными колесами. Для того чтобы она не двигалась, один из рабочих удерживает ее длинной деревянной палкой, выполняющей роль рычага.

Мы больше не можем сомневаться, что египтяне знали рычаг. Углубления в крупных блоках и выступы, о которых уже говорилось, создавались с одной-единственной целью – чтобы использовать рычаг. На разграбленных ворами саркофагах, которые не имели выступов, часто видно, что часть крышки была сколота, чтобы туда можно было вставить рычаг. А если и этого доказательства недостаточно, то надо отметить, что в гробнице в Эль-Берше, недалеко от разграбленного саркофага, был обнаружен кусок акации, конец которой напоминал острие зубила. Именно с ее помощью и была вскрыта крышка саркофага.

Деревянные салазки
Рис. 40. Деревянные салазки эпохи XII династии из Дахшура, на которых перевозилась царская ладья. Салазки имеют длину 42,7 м

Салазки, на которых была перевезена шестидесятитонная статуя Джехутихотепа, – отнюдь не единственное вещественное доказательство этого привычного для египтян способа транспортировки блоков любого размера. В каменоломнях Туры найдено изображение каменного блока, который везут на салазках несколько быков (рис. 39). Оно было создано в эпоху фараона Яхмеса I. Оба обелиска царицы Хатшепсут, которые были погружены на огромную баржу (рис. 9), лежали на салазках, хотя на этом изображении мы не видим креплений. Веревки, которыми привязывали обелиски, никогда не присоединяли к центру креплений, а скорее к салазкам – как изображено на стене гробницы Джехутихотепа. Здесь крепления, затянутые жгутом, показаны очень подробно.

Недалеко от южной пирамиды в Дахшуре были найдены большие деревянные салазки (рис. 40), на которых перевозилась царская ладья. Многим саркофагам придавали такой вид, будто они стоят на салазках – самыми типичными примерами таких саркофагов являются деревянный внешний гроб Юйи и гранитный саркофаг в форме мумии Парамессу, хранящиеся сейчас в Каирском музее.

Глава 7. Строительный раствор

  1. Строительный раствор
  2. Строительный раствор Древнего Египта

Глава 8. Транспортировка блоков.

  1. Транспортировка блоков
  2. Транспортировка блоков. Страница 2
  3. Транспортировка блоков. Страница 3
  4. Транспортировка блоков. Страница 4
  5. Транспортировка блоков. Страница 5
  6. Транспортировка блоков. Страница 6

Глава 9. Укладка и обтесывание каменных блоков.

  1. Укладка и обтесывание каменных блоков
  2. Укладка и обтесывание каменных блоков. Страница 2
  3. Укладка и обтесывание каменных блоков. Страница 3
  4. Укладка и обтесывание каменных блоков. Страница 4
  5. Укладка и обтесывание каменных блоков. Страница 5
  6. Укладка и обтесывание каменных блоков. Страница 6
  7. Укладка и обтесывание каменных блоков. Страница 7
  8. Укладка и обтесывание каменных блоков. Страница 8

Глава 10. Как строились пирамиды.

  1. Как строились пирамиды. Страница 1.
  2. Как строились пирамиды. Страница 2.
  3. Оглавление. Строительство в Древнем Египте (Смотреть все)