Строительство и архитектура в Древнем Египте. Глава XIV.
Древний Египет. Двери и дверные проемы. Страница 2.
В храме Сети I в Абидосе в одном из таких углублений были найдены остатки отверстия из древесины пальмового дерева. Хороший пример желобка, по которому опускали нижний стержень, можно также увидеть в Ком-Омбо (рис. 98). Длина этого желобка – 68,5 см, а глубина, до которой опускался стержень, составляет 11,5 см.
В храмах двери навешивались таким образом, чтобы они открывались внутрь и укладывались в выемки, которые делались в боковых частях дверных проемов.
Каменные рамы, образующие дверные проемы между башнями пилона, имели несколько особенностей. В незаконченном пилоне в Карнаке дверная рама из гладко обтесанного камня не соединена с кладкой башен. Башни пилонов, даже имевшие лестницы и помещения внутри, являлись очень тяжелыми сооружениями и могли обрушиться под тяжестью своего собственного веса, особенно если учесть, что у большинства из них были очень плохие фундаменты. Чем свободнее двигались такие массы камня, тем меньше была вероятность того, что они потащат за собой косяки дверей. Вполне вероятно, что дверные коробки с прямыми швами между ними и башнями пилона сооружались как раз для того, чтобы избежать обрушения.
Однако если изучить пилоны, построенные в разные эпохи, то мы увидим, что дверные коробки, встроенные в их башни, встречаются не реже, чем не встроенные, и никакой закономерности тут нет. Например, в Восьмом пилоне в Карнаке, в Луксорском храме, в храме Хонсу и в храме Эдфу дверная коробка соединена с кладкой башни пилона, а в храме Мединет-Абу (Рамсеса III), в незаконченном Первом пилоне в Карнаке, в Эфиопском пилоне в Мединет-Абу и других она просто примыкает к кладке пилона.
В тех сооружениях, у которых дверная коробка отделена от пилона, край карниза обычно проходит в кладку башни, в результате чего при ее осадке карниз часто разваливался. В Эфиопском пилоне в Мединет-Абу этого удалось избежать. Дверная коробка этого пилона была построена в квадратной раме, выложенной из каменных блоков, и между краем карниза и башней была оставлена щель около 60 см. Эта рама из каменных блоков примыкает к башням пилона, благодаря чему карниз не пострадал.
Глава 12. Колонны.
- Колонны. Страница 1.
- Колонны. Страница 2.
- Колонны. Страница 3.
- Колонны. Страница 4.
- Колонны. Страница 5.
- Колонны. Страница 6.
- Колонны. Страница 7.
- Колонны. Страница 8.
Глава 13. Архитравы и крыши.
- Архитравы и крыши. Страница 1.
- Архитравы и крыши. Страница 2.
- Архитравы и крыши. Страница 3.
- Архитравы и крыши. Страница 4.
- Архитравы и крыши. Страница 5.
Глава 14. Двери и дверные проемы.
- Двери и дверные проемы. Страница 1.
- Двери и дверные проемы. Страница 2.
- Двери и дверные проемы. Страница 3.
Глава 15. Окна и вентиляционные отверстия.
- Окна и вентиляционные отверстия. Страница 1.
- Окна и вентиляционные отверстия. Страница 2.
- Окна и вентиляционные отверстия. Страница 3.